УЧИСЬ УЧИТЬ (TRAIN-THE-TRAINER) - МАСТЕР "ТРИ В ОДНОМ": ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРЕЗЕНТАТОР, ФАСИЛИТАТОР, БИЗНЕС - ТРЕНЕР

История создания программы.

Общеизвестно, что первые ростки тренингового бизнеса появились в нашей стране примерно в 1995 – 1996 годах. «Откуда дровишки?» - спросите вы. Поясняю. Именно в это время на отечественный рынок массово выходят крупные зарубежные корпорации. Все ключевые департаменты, понятное дело, возглавляются (в тот период) так называемыми экспатами (иностранными гражданами), но и черновую работу кому-то делать надо. Происходит комплектация компаний местным населением, но по западным стандартам. Как следствие, обычные и привычные «отделы кадров» превращаются в HR – департаменты, которые состоят из административного отдела, отдела рекрутмента, отдела заработных плат и социальных программ и… (барабанная дробь!) – отдела по развитию и обучению персонала. Поскольку все это, как говорится, «дело новое и непривычное», вновь набранных сотрудников направляют на обучение и стажировку в западные штаб – квартиры. Таким образом, через пару лет (примерно к 1998 – 1999 годам) получаем вполне себе состоявшихся тренинг – менеджеров. Именно в этот период времени происходит взрывной рост (после кризиса 1998 года) отечественных корпораций, возникает существенный интерес к рынку обучения и развития персонала. Но предложение, по понятным причинам, на этом рынке стремилось тогда к нулю, - таких специалистов просто не было в открытом доступе, так сказать. И в этом контексте наиболее продвинутые тренинг – менеджеры западных корпораций, почуяв ветер перемен, стали увольняться и создавать собственные консалтинговые компании, - предлагая на открытом рынке услуги по обучению бизнес – навыкам. Это примерно 1999 – 2000 годы.

Извините за длинное вступление, но оно необходимо для понимания ситуации. Итак, в 1999 году крупнейшие отечественные корпорации (например, «Билайн») приступили к массовому обучению персонала, созданию стандартов обслуживания и т.п. И все шло по плану где-то до 2002 – 2003 года. Далее происходят две важные вещи: компании основной фокус развития бизнеса переносят в регионы (сопровождается набором колоссального количества персонала, который необходимо срочно обучать). И, разумеется, никто не отменял бурное развитие деятельности головных офисов (чем сопровождается – см. предыдущий пункт). Простой пример – после отмены разрешений на право пользования радиотелефоном (выдавал Госсвязьнадзор РФ) рост численности персонала колл – центров мобильных операторов составлял сотни (!!!) процентов. Здравомыслящим менеджерам стало понятно, что в этих условиях, говоря об обучении, одним аутсорсингом не обойтись даже физически (про финансовый аспект вообще умолчим). Вывод один – надо создавать собственный корпоративный университет, нанимать бизнес – тренеров в штат, и уже с их помощью проводить массовое обучение персонала с понятным и адекватным бюджетом. Па-па-па-пам!!! Это 2003 – 2004 годы. Но штатных бизнес – тренеров сначала надо научить быть этими самыми (извините за тавтологию) бизнес – тренерами. Возникает запрос на программу, которую стандартно называют «УЧИСЬ УЧИТЬ» (то есть учись учить в дальнейшем сотрудников компании, в штате которой ты находишься). Первой «корпоративной ласточкой» - заказчиком обсуждаемой тренинговой программы стал вечно прогрессивный «Билайн», создавший впоследствии действительно известный, солидный и продвинутый «Билайн – Университет». Также в эту эпоху был большой спрос на так называемые «открытые» тренинги для будущих тренеров, - несколько компаний присылало к нам по одному – два человека, и таким образом формировалась группа.

История эволюции тренинга

Как это ни парадоксально, но особой эволюции то и не было. А чему, спрашивается, здесь эволюционировать? Ну да, поменяли оверхед проекторы с прозрачными пленочными слайдами на компьютерные девайсы. Да, может меняться сама предметность курса (в одной компании надо научить сотрудников вести тренинг «Эффективное обслуживание», а в другой – «Эффективные переговоры»). Но классический «скелет» программы остался прежним. Кроме того, в последние несколько лет этот тренинг не очень востребован. Объяснение на поверхности: эпоха формирования внутренних корпоративных университетов давно в прошлом. Тем не менее, время от времени нас все-таки просят произвести то, что обозначается английскими словами “update” или “fine tuning” по отношению к штатным тренерам («повышение квалификации», если што).

Программа тренинга       

ВВЕДЕНИЕ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

3-х мерная аналитическая модель каждого практикующего специалиста по обучению взрослых людей: построение 3D – диаграммы и текущая самоидентификация по трем шкалам:

  • Знания и опыт: техническая компетентность в вопросе преподаваемого предмета; практический «опыт на рабочем месте»; академические достижения;
  • Сопричастность и доступность: эмпатия; умение слушать; постановка вопросов и ответы на них; умение справляться с «проблемными» участниками тренинга; Фасилитация; адаптация стиля и содержания курса к потребностям участников тренинга;
  • Разработка и проведение тренинга: анализ потребностей в обучении; использование теории обучения при составлении курса; поддержание высокого уровня запоминания; использование различных коммуникативных каналов; привнесение элементов юмора в процесс учебы; исполнительский уровень (контроль голоса, зрительный контакт, невербальные средства общения); разработка и использование аудиовизуальных пособий; проведение дискуссий; оценка эффективности тренинга;

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Чего подсознательно боятся и избегают взрослые люди в процессе обучения: ситуации «сложности и непонятности, абстрактности и теоретичности предлагаемого материала»,  ситуации экзамена, оценки, проверки понимания, домашних заданий и т.п.; ситуации прямого сравнения на тренинге степени успешности взрослых людей (непосредственно участников тренинга) друг с другом; ситуации аналога с ненавистным академическим обучением через апелляцию к собственному опыту – длительное одностороннее говорение (лекция), необходимость все время записывать (семинар) и т.п. Как предотвратить эти страхи и снизить тревожность в начале обучения:

  • Человеческий мозг и его «устройство». Особенности лево – и правополушарного мышления. Удержание информации и способность к запоминанию и воспроизведению. Принципиальные выводы: основные критерии отличных и дрянных слайдов.
  • Сообщения в форматах «вижу – слышу – чувствую». Почему принципиальна «прокачка» максимально возможного количества коммуникативных каналов на тренинге. Примеры и иллюстрации.
  • «Ослиные мостики» (donkey bridges). Примеры и правила построения ассоциативных связей Г.И.П.Н.О.З. (Глобальное или Гипертрофированное, Изначальное, Повторенное или Проверенное, Нестандартное или Необычное, Объединенное с чем-либо, Завершающее).
  • Что такое «состояния ума» (mind sets или когнитивный диссонанс), почему они возникают в процессе тренинга и способы их преодоления. Знаменитые «жертвы» собственных «состояний ума» (примеры с цитатами). Что происходит в голове слушателей в первые минуты тренинга.

СРЕДА ОБУЧЕНИЯ (рабочая обстановка)

Способы размещения участников – 6 базовых вариантов, их «плюсы» и «минусы» и оптимальное предназначение:

  • «Подкова»
  • «V – образная»
  • «Скелет»
  • «Бистро»
  • «Круг»
  • «Амфитеатр»

Психологические эффекты размещения, подготовка помещения, расположение аппаратуры

ПОДГОТОВКА К ТРЕНИНГУ

Структура курса:

  • «Крючки внимания», фиксация разрыва между текущим уровнем знаний и навыков участников тренинга и тем, которого они должны достичь в ходе курса; создание потребности в преодолении этого «разрыва»; создание «маршрута» тренинговой программы;
  • Объяснение сути навыка с использованием все коммуникативных каналов; демонстрация навыка в том же контексте; предоставление возможности участникам для самостоятельного осваивания навыка; обратная связь относительно успешности и внесение корректив;
  • Обзор всех «пройденных тем»; подготовка плана действий для «переноса» полученных навыков в рабочую обстановку; обсуждение схемы отслеживания результатов.

Планируемые методы обучения и техники запоминания: исследование случая; семинар; лекция; игры; фильмы; обучающие компьютерные программы; ролевые игры; Т-группы; соотношение упражнений (интроверсия/экстраверсия) – их адекватность и применимость в зависимости от целей обучения.

ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА

  • Имена участников;
  • Конкретные групповые и индивидуальные упражнения: «ледоколы» (icebreakers или разминки), квизы (опросники), исследования случаев, ролевые игры и т.п.;
  • Техники установления доверительных отношений с аудиторией в первые минуты тренинга;
  • «Обезьяна Мэрфи» и как с ней справляться;
  • Контроль голоса, зрительный контакт (техника маячков), фасилитирование дискуссии (основные элементы).

Видеопрактикум. Обратная связь.

АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Коммуникация в режиме «вижу – слышу – чувствую», техника работы с флип-чартом, с проектором, техника «говорящие стены», демонстрация слайдов, использование видео и музыки

 ТРУДНЫЕ УЧАСТНИКИ ТРЕНИНГОВ – МЕТОДЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ И «ПЕРЕВЕРБОВКИ»

Смутьян, Агрессивный смутьян, Динозавр, Педант/рефери, Шептуны, Тихоня, Эксперт, «Шустрый веник», Курильщик, Бунтовщики. Исследование случаев. Психологическое айкидо.

ПЕРЕНОС ЭФФЕКТОВ ТРЕНИНГА В РАБОЧУЮ ОБСТАНОВКУ

План улучшения качества работы; привлечение линейных менеджеров к разработке курсов и их проведению; предкурсовой брифинг; подготовка дневника обучения; поддержка программы тренинга; послекурсовой брифинг; поддержка со стороны босса и членов команды; поощрение и санкции

Опциональные блоки (целесообразность их включения в семинар определяется дополнительно):

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА

(4-х уровневая модель Киркпатрика: уровень реакции или ратификация тренинга; уровень научения, поведенческий уровень, уровень результатов: предмет и инструмент измерения на каждом из уровней);

Причинно-следственные связи и корреляции между проведением тренингов и достижением позитивных результатов в продажах, в обслуживании, в умении делегировать, в управлении временем и т.п.

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ (Т. НАЗ. «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КАСКАД») В РАМКАХ МОДЕЛИ MCKINSEY (7 “SANALYSIS)

На заметку:

В рамках совершенствования профессиональных навыков, полученных на тренинге «учись учить», мы рекомендуем принять участие в тренинге «Навыки проведения эффективных презентаций» (см. программу на этом сайте).

 

Комментарии