МИРБИС и мы. Опыт преподавания на МВА

В начале весны 2006 года мы получили от Центра программ МВА МОСКОВСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ БИЗНЕСА «МИРБИС» предложение принять участие в реализации программ МВА, в частности, провести курс «Профессиональные навыки менеджера» для одной группы слушателей (специализация «Стратегический менеджмент»). Мы выразили руководству «МИРБИС» искреннюю признательность за оказанное доверие и с энтузиазмом принялись за подготовку программы.

 В целом, программа состояла из следующих блоков (модулей):

          Лидерство

         Навыки проведения эффективных совещаний

         Навыки ведения эффективных переговоров

         Навыки эффективного управления временем

         Навыки формирования эффективных управленческих команд

         Навыки проведения эффективных презентаций

 Программа была составлена с учетом тех сведений, которые слушатели ранее уже получили в рамках курса «Общий менеджмент» (во избежание дублирования). Курс обучения стартовал в конце апреля и был успешно завершен в последних числах июня.

 Известно, что сам процесс и даже традиция обучения на МВА в России до сих пор находятся в стадии становления, поэтому критиковать его, в принципе, несложно.

Другое дело – предложить для обсуждения возможные конструктивные изменения по результатам «включенного наблюдения» в сам процесс обучения. Они, по нашему мнению, таковы:

 1.         Как показала практика, слушатели приходят на программу из очень разных бизнесов (размеры компаний, сферы специализации компаний на рынке, направления профессиональной деятельности самих слушателей, зоны их нынешней ответственности и т.п.). В итоге может сложиться следующая ситуация: в одной группе собираются как менеджеры, управляющие серьезными бюджетами и большим количеством людей, так и «будущие» менеджеры, пока что не имеющие в подчинении ни одного человека. Понятно, что у этих людей их бизнес – интересы будут различными просто в силу различий в текущих масштабах деятельности и, как следствие, знаменитый networking будет проблематичен.

Вариант решения: предлагать самим слушателям варианты сегментации для самоопределения перед началом МВА. Это никак не дискриминирует «студентов», так как основной критерий включения в любую из групп – собственное желание. С другой стороны, это помогло бы создавать более адаптированные к интересам слушателей программы (крупные корпорации; малый и средний бизнес; вопрос об основаниях для классификации открыт, об этом можно спорить). Это, в свою очередь, позволит избежать возможных разочарований из серии «а тема делегирования для меня не актуальна, потому что делегировать некому» или «а я не провожу совещаний и обсуждений с подчиненными, так как у меня их нет» и т.п. Человек может записаться в любую группу, но он при этом должен отдавать себе отчет в актуальности получаемых знаний и навыков (будут востребованы уже завтра или только в отдаленном будущем).

 2.         Проблема возможного «дефицита» или нехватки базовой подготовки для той или иной части слушателей. Пример: ведение дискуссии на совещании или обсуждение содержания презентации (та же дискуссия). Предполагается, что слушатели уже владеют так или иначе такими навыками, как «активное слушание», «постановка различных видов вопросов и их корректное ситуационное чередование», «втягивание молчаливых в обсуждение и блокирование говорливых» и так далее; но это далеко не факт. Это, в свою очередь, может существенно усложнять или замедлять процесс обучения.

Вариант решения: проведение входного тестирования (не с целью негативной селекции!) с последующей организацией соответствующих тренингов и семинаров (своего рода подготовительные курсы). Если подобные мероприятия организуются для изучения TOEFL или GMAT, то почему не сделать то же самое, скажем, для навыков эффективной коммуникации (в том числе коммуникативной толерантности, чтобы уменьшить степень категоричности в высказываниях в дальнейшем). Еще как вариант: создание специального терминологического словаря для слушателей (как вариант понятийной базы): чем «миссия» отличается от «видения», что такое «концепция управления знаниями» или «самообучающаяся организация», почему «любой разговор с определенной целью» - неверное определение такого понятия, как «переговоры» и т.п.

 3.         Напоминаем, что представленный курс назывался «Профессиональные навыки менеджера», и это вызвало некоторое удивление у части слушателей. Как показала практика, отнюдь не все «студенты» отдают себе отчет в том, что между «знаю, как правильно делать» и «делаю правильно» существует огромная пропасть. Отсюда ориентация многих слушателей на получение исключительно знаний, а не навыков. Аудитория в большей степени настроена на одностороннюю коммуникацию «преподаватель – слушатель». В этой связи, например, проведение дискуссий или организация ролевых игр может оказаться проблематичной («вы лучше нам просто расскажите, как правильно, - а мы запишем»). С этим аспектом связана еще одна трудность «нерешаемого» формата, - характерная именно для курсов по отработке навыков. Это вполне объяснимая проблема опозданий (понятно, что люди приезжают учиться по окончании рабочего дня, планы у всех разные и т.п.). Для лекционного курса никакого ущерба не возникает, – в какой момент пришел, с такого и слушай, твои личные проблемы. А что делать, если слушатель пришел в середине ролевой игры? Или если опаздывают несколько человек подряд? Вы же не будете пять – семь раз подряд объяснять одни и те же правила или сценарии – это вызовет понятное раздражение тех, кто пришел вовремя и уже слышал эту «пластинку». С другой стороны, игнорировать опоздавших тоже нет никакой возможности, - поэтому приходится «лавировать».

Вариант решения: пояснять на собеседовании при приеме на МВА, что существуют курсы различной направленности (знания и навыки), тем самым корректировать ожидания слушателей. Установить специальные правила для курсов по отработке навыков: например, если слушатель опаздывает больше, чем на тридцать минут, то он автоматически может рассчитывать только на роль созерцателя, наблюдателя, но никак не участника данного конкретного занятия.

 4.         Наблюдение, частично связанное с предыдущим пунктом. По-видимому, отсутствие четкой системы взаимодействия с потенциальными работодателями будущих выпускников отечественных программ МВА (западные аналоги хорошо известны) обуславливает появление у части слушателей не вполне понятной и структурированной мотивации самого обучения на МВА. Например, «хочу узнать для себя что-то новое…» или «хочу расширить кругозор…», или «получить новую информацию». Логичный вопрос «чем тогда МВА отличается от чтения книг в смысле получения новой информации?» зачастую остается без ответа. Отдельной строкой проходит мотивация «получение корочки» (в смысле диплома). Комментировать тут нечего, за исключением все еще бытующего мифа о том, что «корочка» как таковая является автоматическим трамплином, обеспечивающим получение новой, интересной и перспективной работы и т.п. Комментарий, собственно говоря, предельно короткий: нет, не является.

Вариант решения: выстраивать систему долгосрочного сотрудничества с потенциальными работодателями. Информировать слушателей о соответствующих возможностях еще до начала обучения, влияя тем самым, хотя бы частично, на их мотивацию и структурируя ожидания от самой программы.

 5.         Система отчетности. В настоящее время для некоторых курсов в рамках программ МВА предусмотрен «зачет» как форма отчетности. Совершенно понятно, что «зачет» – это и «тройка», и «четверка», и «пятерка», - то есть, нивелирующая форма отчетности. Удобная форма проверки знаний для ВУЗа в системе академического образования – экономит время преподавателя и «щадит» юных студентов. Слушатели программ МВА – люди достаточно амбициозные. Поэтому те из них, кто вкладывает большее количество сил, времени и энергии в собственное обучение, справедливо хотели бы иметь возможность дифференцировать себя от менее «радеющих» коллег. Сделать это в рамках зачета не представляется возможным.

Вариант решения: пересмотреть практику проведения зачетов на МВА, полностью заменив их экзаменами или любым форматом количественной оценки.

 Автор: К. Мельников

 

Комментарии